National manufacturer of
immunobiological products in Russia

Business

NPO Microgen produces more than 60 drugs included in the list of vital and essential medicines and more than 120 names of immunobiological drugs, including 13 vaccines of the National Calendar of Preventive Vaccination and 10 vaccines for socially significant infections.

Vaccines are drugs designated to develop active immunity in the organism of vaccinated humans and animals. The main activator of each vaccine is an immunogen, i.e. a corpuscular or dissolved substance bearing chemical structures similar to components of the causative agent responsible for the production of immunity.

Depending on the nature of the immunogen vaccines can be divided into:
  • whole-cell vaccines consisting of bacteria or viruses that remain entire during production;
  • chemical vaccines from metabolic products of microorganisms (the classical example includes toxoids) or their integral components, so called subunit vaccines;
  • genetically engineered vaccines containing individual gene expression products of the microorganism deposited in special cell systems;
  • chimeric, or vector-based, vaccines, where the gene controlling the protective protein synthesis is imbedded in a harmless microorganism with a view to the protein synthesis in the vaccinated organism, and, finally,
  • synthetic vaccines using as an immunogen a chemical analog of the protective protein obtained by direct chemical synthesis.

Further, whole-cell vaccines are divided into inactivated, or killed, and live attenuated vaccines. In inactivated ones the microorganism’s ability to develop its pathogenic properties is effectively eliminated by chemical, thermal or other treatment of the microbial (viral) suspension, in other words, by killing the pathogenic agent with the preservation of its immunization activity; in attenuated ones – by deep and stable changes in the microorganism’s genome that exclude the possibility of its return to the virulent phenotype, i.e. to reversion. In the end, effectiveness of live vaccines is determined by the ability of the attenuated microorganism to replicate in the vaccinated organism, producing immunologically active components directly in its tissues. For killed vaccines, the immunizing effect depends on the quantity of immunogens administered with the drug, so to create more effective immunogenic stimuli the concentration and purification of microbial cells and viral particles are required. The immunizing ability of inactivated and all other non-replicating vaccines can be increased by sorption of immunogens on large molecular chemically inert polymers, adding of adjuvants, i.e. substances that induce immune reactions of the organism, and enclosure of immunogens into tiny capsules that are slowly dissolved contributing to the deposit of vaccines in the place of administration and prolonging the action of the immune stimuli.

Vaccine components

It is known that each vaccine is based on protective antigens, which constitute only a small part of a bacterial cell or a virus and ensure the development of the immune response. Protective antigens can be proteins, glycoproteins, lipopolysaccharide-protein complexes. They can be bound to microbial cells (pertussis bacillus, streptococcus, etc.) or released by them (bacterial toxins); in viruses they are generally located in superficial layers of viral supercapsids.

In addition to the main active ingredient, vaccines can include other components: sorbents, preservatives, fillers, stabilizers and non-specific impurities. Such impurities can include substrate proteins remained after the cultivation of viral vaccines, trace quantity of antibiotics and animal serum proteins used in some cases for the cultivation of cell cultures. (* – the trace quantity is an amount which cannot be detected by current methods). Preservatives are included in vaccines wherever they are produced. They are used to ensure sterility of drugs in cases when bacterial contamination becomes possible (formation of micro cracks during transportation, storage in the open primary multidose package). The instruction to add preservatives is contained in the WHO’s recommendations. As for the substances used as stabilizers and fillers, only those which have been approved for administration in humans are used in the production of vaccines.

Vaccination and revaccination

Vaccination can be single (measles, mumps, tuberculosis) or multiple (poliomyelitis, TDaP). This indicates the number of vaccinations required to obtain the immunity.

Revaccination is designated to maintain the immunity developed as a result of the previous vaccinations. It is usually conducted several years after vaccination.

Effectiveness of vaccination

Post-vaccination immunity is the immunity developed after vaccination. Vaccination is not always effective. Vaccines can lose their properties if not properly stored. But even if storage conditions are met, there is always a probability that the immunity will not be stimulated.
Bacteriophages are viruses selectively infecting bacterial cells. As a rule, bacteriophages replicate inside bacteria causing their lysis.

The ability to study phages as antimicrobial agents in the clinic attracts the attention of the world’s medical and scientific community. The rapid spread of mutant harmful bacterial strains multi-resistant to antibiotics has sparked the interest of the scientific community to this method having almost a 100-year history.

Modern biological technologies allow the use of bacteriophage therapy against most bacterial infections. At present, bacteriophage drugs have been created. The history of mass use of these drugs dates back to the tragic dates of the Great Patriotic War (a mixture of several types of bacteriophages fighting against bacteria causing severe wound infections was invented in 1940).

These drugs saved the life of thousands of wounded soldiers. This experience contributed to the preservation and development of the biopharmaceutical production of bacteriophages in Russia – today this country is the world’s leader in the production of these antibacterial drugs.

In the 30s of the last century, a large American concern even founded a clinic that started to treat with phages. Advocates of the new method promised healing of all illnesses. However, the reality left much to be desired: the scientific foundations of the therapy were so scarce that the new drug was administered almost blindly. It was considered that all phages are identic and can win any bacteria. Different diseases were treated with the same phages, but the sick persons were not healed – so, the method was seriously discredited. The opinion that phages are not sufficiently effective remained in the medical community for many years and it is still maintained.

Recently, researchers from the Rockefeller University in New York made some publications describing successful phage therapy.
Blood products are drugs derived from blood. There are preparations of complex action, immunologically active (immunoglobulins) and hemostatic preparations.

Национальный производитель
иммунобиологических препаратов в России
23 августа 2017 года, 20:46 (МСК)

Деятельность

НПО «Микроген» выпускает более 60 препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов и более 120 наименований иммунобиологических препаратов, в том числе, 13 вакцин Национального календаря профилактических прививок и 10 вакцин против социально значимых инфекционных заболеваний.

Вакцины (Vaccines) - препараты, предназначенные для создания активного иммунитета в организме привитых людей или животных. Основным действующим началом каждой вакцины является иммуноген, т. е. корпускулярная или растворенная субстанция, несущая на себе химические структуры, аналогичные компонентам возбудителя заболевания, ответственным за выработку иммунитета.

В зависимости от природы иммуногена вакцины подразделяются на:
  • цельномикробные или цельновирионные, состоящие из микроорганизмов, соответственно бактерий или вирусов, сохраняющих в процессе изготовления свою целостность;
  • химические вакцины из продуктов жизнедеятельности микроорганизма (классический пример - анатоксины) или его интегральных компонентов, т.н. субмикробные или субвирионные вакцины;
  • генно-инженерные вакцины, содержащие продукты экспрессии отдельных генов микроорганизма, наработанные в специальных клеточных системах;
  • химерные, или векторные вакцины, в которых ген, контролирующий синтез протективного белка, встроен в безвредный микроорганизм в расчете на то, что синтез этого белка будет происходить в организме привитого и, наконец,
  • синтетические вакцины, где в качестве иммуногена используется химический аналог протективного белка, полученный методом прямого химического синтеза.

В свою очередь среди цельномикробных (цельновирионных) вакцин выделяют инактивированные, или убитые, и живые аттенуированные. У первых возможность проявления патогенных свойств микроорганизма надежно устраняется за счет химической, термальной или иной обработки микробной (вирусной) взвеси, другими словами, умерщвления возбудителя болезни при сохранении его иммунизирующей активности; у вторых - за счет глубоких и стабильных изменений в геноме микроорганизма, исключающих вероятность возвращения к вирулентному фенотипу, т.е. реверсии. Эффективность живых вакцин определяется в конечном счете способностью аттенуированного микроорганизма размножаться в организме привитого, воспроизводя иммунологически активные компоненты непосредственно в его тканях. При использовании убитых вакцин иммунизирующий эффект зависит от количества иммуногена, вводимого в составе препарата, поэтому с целью создания более полноценных иммуногенных стимулов приходится прибегать к концентрации и очистке микробных клеток или вирусных частиц. Иммунизирующую способность инактивированных и всех других нереплицирующихся вакцин удается повысить путем сорбции иммуногена на крупномолекулярных химически инертных полимерах, добавления адъювантов, т. е. веществ, стимулирующих иммунные реакции организма, а также заключения иммуногена в мельчайшие капсулы, которые медленно рассасываются, способствуя депонированию вакцины в месте введения и пролонгированию, тем самым, действия иммуногенных стимулов.

Компоненты вакцин

Как известно, основу каждой вакцины составляют протективные антигены, представляющие собой лишь небольшую часть бактериальной клетки или вируса и обеспечивающие развитие специфического иммунного ответа. Протективные антигены могут являться белками, гликопротеидами, липополисахаридобелковыми комплексами. Они могут быть связаны с микробными клетками (коклюшная палочка, стрептококки и др.), секретироваться ими (бактериальные токсины), а у вирусов располагаются преимущественно в поверхностных слоях суперкапсида вириона.

В состав вакцины, кроме основного действующего начала, могут входить и другие компоненты - сорбент, консервант, наполнитель, стабилизатор и неспецифические примеси. К последним могут быть отнесены белки субстрата культивирования вирусных вакцин, следовое* количество антибиотика и белка сыворотки животных, используемых в ряде случаев при культивировании клеточных культур. (* - следовым называется количество вещества, неопределяемое современными методиками). Консерванты входят в состав вакцин, производимых во всем мире. Их назначение состоит в обеспечении стерильности препаратов в тех случаях, когда возникают условия для бактериальной контаминации (появление микротрещин при транспортировке, хранение вскрытой первичной многодозной упаковки). Указание о необходимости наличия консервантов содержится в рекомендациях ВОЗ. Что касается веществ, используемых в качестве стабилизаторов и наполнителей, то в производстве вакцин используются те из них, которые допущены для введения в организм человека.

Вакцинация и ревакцинация

Вакцинация бывает как однократной (корь, паротит, туберкулез), так и многократной (полиомиелит, АКДС). Кратность говорит о том, сколько раз необходимо получить вакцину для образования иммунитета.

Ревакцинация - мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации.

Эффективность вакцинации

Поствакцинационный иммунитет - иммунитет, который развивается после введения вакцины. Вакцинация не всегда бывает эффективной. Вакцины теряют свои качества при неправильном хранении. Но даже если условия хранения соблюдались, всегда существует вероятность, что иммунитет не простимулируется.
Бактериофаги - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их лизис.

Возможность исследования фагов в качестве антимикробных агентов в клинике привлекает внимание мирового врачебного и научного сообщества. Быстрое распространение мультирезистентных к антибиотикам штаммов мутантов вредоносных бактерий разожгло интерес научного сообщества к этому методу с почти 100 летней историей.

Современные биотехнологии позволяют использовать бактериофаговую терапию против большинства бактериальных инфекций. На сегодняшний день созданы лекарственные препараты на основе бактериофагов. История массового применения этих препаратов уходит корнями в трагические времена Великой Отечественной Войны (в 1940 году был создан коктейль из нескольких видов бактериофагов, борющихся с бактериями, вызывающими тяжелые раневые инфекции).

Эти препараты спасли жизни тысячам раненных солдат. Подобный опыт позволил сохранить и развить биофармацевтическое производство бактериофагов в России — сегодня наша страна мировой лидер в производстве этих лекарственных антибактериальных препаратов.

В тридцатых годах прошлого века крупный американский концерн основал даже клинику, где начали лечить фагами. Пропагандисты нового метода сулили исцеление от всех болезней. Однако действительность оставляла желать лучшего: научные основы такой терапии были ещё так скудны, что новое средство применяли практически вслепую. Считалось, что все фаги одинаковы и побеждают любую бактерию. Одним и тем же бактериофагом начинали лечить разные заболевания, а болезнь всё не уходила — так метод был серьёзно скомпрометирован. Мнение о малой эффективности фагов задержалось в кругах медиков на многие годы, живёт оно ещё и сегодня.

Недавно появились публикации исследователей из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке об успехах терапии с помощью фагов.
Препараты крови - лечебные средства, полученные из крови. Выделяют препараты комплексного действия, иммунологически активные (иммуноглобулины) и гемостатические.